Нарушение ТАКТИЛЬНОЙ чувствительности, что делать?
- Галина Родикова

- 2 дня назад
- 3 мин. чтения

Иногда за странным поведением ребенка может скрываться то, что врачи называют сенсорно-интегративной дисфункцией. За этим термином кроется неспособность мозга правильно обрабатывать поступающие в него сигналы от органов чувств.
Расстройство интеграции тактильных импульсов проявляется стремлением к прикосновениям или, наоборот, их избеганием. Если регистрация стимулов в мозге недостаточна, ребенок сильно сжимает предметы, плохо чувствует боль и температуру, способен нанести себе повреждения. При гиперчувствительности симптомы противоположны: характерно избегание прикосновений, нелюбовь к плотной одежде, определенным тканям, к мытью, к расчесыванию волос.
Дети с повышенной чувствительностью кожи часто всеми своими движениями сигнализируют: «Не подходи ко мне слишком близко, не тронь меня!» Часто они разрешают дотрагиваться до себя только матери, а бывает, что и ей не разрешают.
Симптомы, которые могут говорить о тактильных нарушениях у детей:
не любят или избегают ощущений от определенных текстур. Погрузить руки в глину, обмакнуть палец в краску, клей — от всего этого их «воротит». Они не могут ходить босиком по траве, по песку и камешкам и даже по некоторым коврам (из грубого волокна, мохнатым или очень мягким, по овечьей шкуре);
избегают чужих прикосновений, физического контакта — им не нравится, когда их кто-то моет, терпеть не могут, когда им стригут волосы или ногти, — не любят, когда их касаются;
не любят ходить по воде, так как брызги чрезмерно возбуждают нервную систему;
негативно реагируют на одевание (их раздражает трение одежды о кожу), определенные виды или особенности одежды (эластичные манжеты, швы, длину рукава и т. д.), определенные виды тканей, такие как шерсть (колючий свитер, шарф), некоторые виды синтетики или грубые материалы вызывают у них дискомфортные ощущения;
в те моменты, когда ребенок чувствует себя надежно защищенным, особенно общаясь с близкими ему людьми, он может сам искать тактильных ощущений. В противном случае даже объятия матери ему могут быть неприятны;
такой ребенок может реагировать не только на прикосновения как таковые, но и на собственный страх чужих прикосновений. Например, страх внезапного прикосновения сзади порождает тревогу стоять вместе с другими детьми в шеренге. Он сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему. Тревожится, если к нему подходят сзади или он не видит происходящего;
испытывают необычную потребность в прикосновении к чему-либо или, наоборот, избегают прикосновений к определенным поверхностям или предметам;
особенно придирчивы к текстуре или температуре пищи (отказываются есть все липкое, пачкающее, требуют, чтобы им немедленно вытирали рот);
иногда ребенок с тактильной гиперчувствительностью отказывается играть с мягкими игрушками.
Обычно мы все резко отрицательно реагируем на очевидно неприятные тактильные стимулы — на жука, ползущего по коже, или на внезапное прикосновение. Дети же с гиперчувствительностью сильно реагируют даже на те раздражители, которые мы едва замечаем. Это приводит к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и неадекватного поведения.
У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от различных, иногда не слишком приятных прикосновений. Тем не менее большинство людей подавляют перцепцию этих ощущений и не дают нервной системе на них отвечать. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому даже «безобидные» тактильные ощущения для него дискомфортны и порождают чрезмерную активность. Очень трудно сосредоточиться на занятии или уроке, если, например, одежда, «скребущая» по твоей коже, доставляет тебе неприятные ощущения.
Тактильный дискомфорт и негативные поведенческие реакции на него неизбежно сказываются на обучении. Дети с сильной гиперчувствительностью эмоционально незащищены: сбой в работе тактильной системы зачастую делает уязвимой и эмоциональную сферу. Такой ребенок, как правило, очень активен и легко отвлекается.
Примечательно, что тактильные ощущения, намеренно вызванные самим человеком, мозг интерпретирует иначе, чем чужие прикосновения. Гиперчувствительному ребенку может быть приятно водить по своей коже перышком, но если то же попытается сделать кто-то другой, возникнет дискомфорт. С ощущениями от собственных действий нервная система обычно способна сама справиться.




Комментарии