Нарушения сенсорной интеграции
- Галина Родикова

- 2 дня назад
- 2 мин. чтения

Нарушения сенсорной интеграции у детей — это расстройство, при котором мозг ребенка не может должным образом обрабатывать и интерпретировать информацию, поступающую от органов чувств. Дети с этим расстройством всегда испытывают трудности в обучении, поведении, общении и повседневной деятельности.
Такие дети могут быть особенно чувствительны к новой одежде, пока не привыкнут к ней. Они жалуются, что пуговица на рубашке слишком давит или ярлычок на внутренней стороне воротничка вызывает зуд. Поскольку жалобы бывает трудно выразить в словах, дети их выражают опосредованно — через беспокойное поведение, суетливость, повторяющиеся движения тела.
Проблемы с сенсорной интеграцией могут проявляться по-разному:
Гиперактивность. Ребенок чрезмерно реагирует на стимулы — прикосновения, звуки, свет. Это может проявляться в виде беспокойства, тревоги, избегания определенных ситуаций или предметов. Без специального обучения дети не различают фактуру поверхностей: шероховатые они или гладкие, ровные ли, волнистые и т. д.
Гипоактивность. Ребенок показывает сниженную реакцию на стимулы и может казаться безразличным к окружающему миру.
Смешанные нарушения. Ребенок проявляет как гиперактивность, так и гипоактивность в отношении разных стимулов.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции зависят от типа системы, в которой наблюдаются расстройство функционирования.
Тактильная
— Гиперчувствительность выражается в чувстве перенасыщения от тактильных ощущений, и человек может страдать от напряжения или дискомфорта в результате сенсорной перегрузки. Люди стремятся избегать всего, что оказывает воздействие на кожу.
— Гипореактивность — сниженная чувствительность к физическому контакту. Проявляется в трудностях осознания границ своего тела и моторной координации, проблемах с балансом и координацией движений.
Вестибулярная
— Гиперчувствительность может проявляться как чрезмерная реакция на стимулы, связанные с равновесием и координацией.
— Сниженная реакция на вестибулярные стимулы характеризуется проблемами с оценкой расстояния и пространственной ориентацией, а также с координацией движений.
Проприоцептивная
— При гиперчувствительности проприоцептивной системы человек переживает повышенную чувствительность к силе, напряжению и положению мышц и суставов. Это отражается в чувстве дискомфорта или боли при длительной физической нагрузке, повышается утомляемость.
— При недостаточной чувствительности проприоцептивной системы у человека отсутствует осознание позиции и ощущений своего тела в пространстве.
Слуховая
— При гиперчувствительности слуховой системы человек может испытывать высокую чувствительность к звукам. Это сопровождается болью и дискомфорт от резких или громких звуков.
— При недостаточной чувствительности слуховой системы человек испытывает трудности с восприятием и различением разных звуков, особенно в тихих средах.
Зрительная
— Гиперчувствительность зрительной системы приводит к повышенной реакции на свет, мелькание или яркие световые стимулы. Сильное освещение и солнечный свет вызывают боль и дискомфорт в глазах.
— Гипореактивность зрительной системы может вызывать сниженную чувствительность к изменениям освещения или визуальным стимулам. Люди с гипореактивностью могут не замечать детали, например, изменение цвета или небольшие объекты.
Упражнения для стимуляции сенсорной интеграции
Игры с песком или водой. Наполните большую емкость песком или водой и предложите ребенку погрузить туда руки. Это упражнение стимулирует тактильную сенсорную систему, помогает успокоиться и расслабиться.
Игра с тестом. Приготовьте тесто и предложите ребенку поиграть с ним. Упражнение стимулирует тактильную сенсорную систему, развивает мелкую моторику.
Шарики. Наполните большую емкость маленькими шариками и предложите ребенку их ловить. Это упражнение развивает тактильную сенсорную систему, улучшает мелкую моторику.
Пузырьки. Надуйте несколько больших мыльных пузырей и попросите ребенка поймать их руками. Занятие благотворно влияет на тактильную сенсорную систему, развивает координацию.
Игра с шумовыми игрушками. Предложите ребенку поиграть с погремушками или музыкальными инструментами. Эта игра стимулирует слуховую сенсорную систему, улучшает координацию.
Прятки. Спрячьтесь в комнате и попросите ребенка найти вас. Игра в прятки развивает зрительную сенсорную систему, внимание и сосредоточенность.
Следование линии. Нарисуйте линию на листе бумаги и предложите ребенку проследовать по ней пальцем. Это упражнение полезно для развития тактильной сенсорной системы, мелкой моторики и координации.









Комментарии